Стартапы – движущая сила изменений. 4 популярных тренда

maria blog.jpeg

Какие отрасли и направления являются сегодня востребованными среди стартапов и растущих компаний? На эту тему в блоге крупнейшего хельсинкского стартап-хаба Maria01 размышляет стажер отдела маркетинга Тристан Покорный.

H2H маркетинг – от человека к человеку

Если раньше услуги считались побочным продуктом при производстве товаров, то сейчас наблюдается совсем другая тенденция: товары становятся побочным продуктом предоставления услуг. Этот тренд так же известен как H2H маркетинг, или модель маркетинга «от человека к человеку».

Ведущие экономики мира ориентированы на услуги. Именно поэтому компании, занимающиеся их предоставлением, имеют значительное преимущество: сейчас как никогда важно предоставить клиентам лучший опыт из возможных.

Для стартапов этот аспект особенно важен, так как обзоры на Facebook и отзывы клиентов имеют большое значение. С точки зрения цифрового маркетинга идея заключается в том, чтобы клиент ценил свой опыт взаимодействия с компанией, а не рассматривал ее только как безликого поставщика товаров.

Один из резидентов Maria 01, стартап Mistor, делает упор на создании персонализированного клиентского опыта. Mistor – платформа, предлагающая решения по подбору одежды в официальном стиле и стиле smart casual в соответствие с нуждами клиента. Сайт компании сделан максимально удобным для пользователей. Компания делает акцент даже не на продажу одежды, а на то, чтобы процесс подбора нарядов и опыт взаимодействия с приложением произвели на клиента позитивное впечатление (например, предлагая гарантию цены на одежду и «испытательный срок» в 14 дней на каждую вещь).

Переработка мусора, решения проблемы нерационального использования ресурсов и повышение эффективности

При количестве населения в мире, приближающемуся к отметке в 8 миллиардов, проблема мусора и нерационального использования ресурсов как никогда остра. Многие компании решили перейти к активным действиям и попытаться улучшить ситуацию.

Данная ниша представляет собой уникальную возможность для стартапов: по данным ООН, около 33% продовольствия, производимого каждый год во всем мире, используется нерационально и превращается в отходы.

Один из успешных примеров стартапов в данной области – компания ResQ Club, которая начала свою деятельность в Хельсинки в 2016 году, однако значительно расширила свою географию за последние два года: сейчас ее офисы находятся не только в Финляндии, но и в Швеции, Германии и Нидерландах. Миссия ResQ Club – остановить утилизацию приготовленной, но не проданной еды в ресторанах. Используя специальное приложение, разработанное компанией, люди могут «спасти» определенное блюдо. Все, что для этого нужно, это выбрать его из меню и забрать из ресторана, чаще всего по цене вдвое ниже обычной.

Среди резидентов Maria01 есть стартапы, занимающиеся вопросами утилизации мусора и предотвращения загрязнения. RePack предлагает услуги службы доставки, переработки и вторичного использования: после того, как посылку доставили адресату, ему предлагают вернуть упаковку в RePack. Клиент получает определенный бонус за возврат, а компания перерабатывает упаковку и использует ее вторично.

Гиг-экономика

Характер технологий изменяется по всему миру. То же происходит и с занятостью, что в свою очередь, приводит к росту гиг-экономики: компании нанимают персонал, заинтересованный в быстром выполнении работы и получении оплаты по факту. Компании, в свою очередь, не несут дополнительные затраты на поиск сотрудников и содержание постоянного штата. Данное направление является одним из самых востребованных в кругах стартапов.

Одним из примеров удачных начинаний в данной области является Uber. Он был создан как альтернатива обычным сервисам по вызову такси, предлагая более выгодные цены за счет того, что водители могли использовать свои транспортные средства, а клиенты – самостоятельно заказать машину через приложение. Сейчас сервис можно найти почти в любой стране мира. Uber стал знаковой компанией в динамично развивающемся технологическом мире. Компания также положила начало сервису по доставке еды UberEATS: люди могут использовать свои транспортные средства (будь то машина или велосипед) для доставки еды.

Компании Wolt и Foodora пошли по стопам UberEATS и активно предоставляют услуги в регионе Хельсинки. Это всего лишь несколько примеров, в действительности количество подобных сервисов растет с каждым днем.

Быть здоровым легче, чем когда-либо

Оставаться здоровым сейчас легче, чем когда-либо. Существует огромное количество приложений, сайтов и сервисов, позволяющих следить за своим здоровьем – как физическим, так и ментальным. Эта сфера действительно привлекательна для стартапов.

В сфере здорового питания можно отметить немецкую компанию HelloFresh, начавшую свою деятельность в 2011 году и достигшую большого успеха на нескольких континентах, включая Северную Америку, Европу и Австралию. Идея заключается в том, что пользователь выбирает определенный план питания, а компания доставляет ему свежие ингредиенты для приготовления блюд и их рецепты согласно выбранному меню.

Некоторые резиденты Maria01 также работают в данной сфере. Компания TwoDads занимается поставкой здоровых и полезных каш и соков для детей. В разработке продуктов участвуют родители, дети, а также ведущие специалисты в сфере детского питания.

Другой пример – расположенный в Maria01 стартап MeruHealth. Это онлайн клиника, занимающаяся вопросами ментального здоровья. Компания предлагает 8-ми недельную программу по поддержанию и улучшению ментального состояния, в которую входят услуги персонального терапевта, а также анонимная групповая терапия. Это эффективное и экономичное решение для тех, кто страдает депрессией. Программа показывает хорошие результаты: после 8 недель 75% пользователей подтвердили, что симптомы депрессии ослабли.